Категория: Диагностика

Полная информация на тему: "Категория: Диагностика" с комментариями специалистов. Любой вопрос вы можете задать либо в комментариях, либо на странице контактов.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Категории – скрытые латентные переменные. Если измерены количественно, то называются – факторы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Примеры:

  • Признак – вырвал из дневника лист. Категория – страх наказания, склонность обманывать.

  • Признак – кража. Категория – привычка, безвыходная жизненная ситуация.

Диагностический вывод — есть переход от внешненаблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

  1. Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Стандартизация (standart — типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Особенности:

  • Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

  • Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Особенности:

  • Строго индивидуальный метод.

  • Психометрически не обоснован.

  • Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

5.Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок. Требования к психологическому диагнозу.

Диагноз – от греч. Распознавание.

Медицинское понимание диагноза:

  • Симптом – с греч. Признак какой-либо болезни. Делятся на два вида – субъективные (интероцептивные ощущения) и объективные (результаты измерения6 анализ крови, ЭКГ).

  • Синдром – с греч. Сцепление. Закономерное сочетания симптомов, обусловленных единым патогенезом (патология), рассматриваемое как самостоятельное заболевание, либо как стадия какого-либо заболевания.

  • Диагноз – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Медицинское понимание диагноза прочно связано с болезнью, отклонением от нормы. Такое понимание господствовало и в психологии, то есть психологический диагноз – это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

С. Розенцвейг предлагал применять диагноз исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений.

Психологический диагноз оказывается шире, чем в медицине. И в норме, и в патологии. А в норме необязателен поиск каких-либо нарушений или расстройств.

Психологический диагноз (Бурлачук Л.Ф.) – результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций психотерапевтичекого и психокоррекционных воздействий, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – есть установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Читайте так же:  Как восстановить организм после алкоголя?

Требования к психологическому диагнозу.

  1. Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный (предметность, причинность, наличие противоречий) характер.

  2. Психологический диагноз – результат системной технической диагностики. Описываются не только отдельные единицы анализа, но и их соотношение. Вскрываются причины подобных соотношений и делается на основании такого анализа прогноз поведения. Диагноз по одной методике не ставится.

  3. Психологический диагноз должен быть структурированным. Параметры психического состояния человека должны быть приведены в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного возникновения. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты обрабатывают в форме диагностограмм. Простейший вариант – психодиагностический профиль.

Причины диагностических ошибок.

В качестве источников неточностей, ошибок А. Левицкий усматривает: недостаточность времени, отпущенного на обследование, отсутствие надежных источников информации об испытуемом и низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.

Более полный разбор причин диагностических ошибок представлен у 3.Плевицкой, выделившей их две основные группы.

Ошибки, связанные с разбором данных:

• ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

• ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);

• ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Ошибки, связанные с переработкой данных:

 эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

• ошибка атрибуции — приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

• ошибка ложной причины;

• познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

• познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.

Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки.

Психодиагностика – греч. «диа» — различать, «гностика» — знание, познание.

Диагностика исп-ся в медицине, технике, педагогике, психологии.

В истории психодиагностики выделяют 2 мощных направления : количественный и качественный подход (отчетливо видны уже в 20в.). Количественный – вся современная тестология. Слово «тест» ввел Гальтон. Качественная базируется на клинических методах(беседа, наблюдение, клиническая беседа).

Термин «психодиагностика» появляется в 1921г. благодаря Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Постепенно термин начинает распределяться и на другие методики и не только на принципы их использования но и на правила разработки.

Психодиагностика- область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуально психологических особенностей человека.

Читайте так же:  Можно ли пить пиво после спортивной тренировки?

Практические сферы применения диагностики:

1.Расстановка кадров, профотбор, профориентация

2.Оптимизация обучения и воспитания

3.Прогнозирование социального поведения

4.Консультативная практика

5.Судебно-психологическая экспертиза

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6.Помощь в расследовании преступления

7.Графологическая экспертиза

8.Медицина

9.Прогнозирование психологических последствий изменения окружающей среды.

10.Диагностика личности и межличностных отношений.

Этапы психологической работы:

1.Диагностика (сбор информации, выбор адекватных технологий воздействия)

2.Работа (коррекция, консультирование)

3. Вторичная диагностика(уточнения воздействия, выбор при необходимости дальнейших технологий воздействия)

Психодиагностика как теоретическая дисциплина:

Задается перечислением 3 сфер:

1.Предметные области психологической науки(общая и диф. психология)

2.Дифференциальная психометрика(фундамент) – занимается научной разработкой психодиагностических методик и их систематическим обоснованием.

3.Практические сферы применения психодиагностики

Вопрос №2 (по Шмелеву). Прогнозирование как основная задача психодиагностики.

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения — критериального поведения и соответствующего критериального показателя.

Что такое «КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»? В учебной деятельности критериальное поведение — это успешное обучение, а КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — это элементарная успеваемость учащегося. Мы предпринимаем диагностику способностей учащихся для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Когда нас интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения выступает соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле — элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель — это производительность труда. В сфере здравоохранения — это общий уровень физического здоровья (работоспособность).

Когда возможно успешное прогнозирование? Когда измеренное нами психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть буквально служит причиной появления этого поведения. Тогда на основе информации об этом свойстве мы можем предупреждать нежелательное поведение и стараться изменить условия обучения и развития ребенка так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение.

 На данный момент существуют 2 точки зрения:

1. Прогнозирование возможно.

Этой точки зрения придерживался Курт Левин. Он говорил, что поведение – функция двух переменных (персона-личность (P) и социальная ситуация (U).

Раймон Кэттелл (ВИДИМО) тоже придерживался данной позиции.

2 точка зрения: прогнозирование в принципе невозможно.

Вопрос №3: Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод.

Признаки — внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Категории – скрытые, латентные, непосредственно не наблюдаемые переменные. Если они измеряются количественно, то к ним применимо понятие «фактор».

К- категория, П — признак

 П1 П2                                                                                                     П3

 

 К1 К2                      

Соотношение между признаками и категориями неоднозначное.

Читайте так же:  Как правильно похмеляться при запое без последствий?

Диагностический вывод – это переход от внешненаблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий (повышенная температура тела человека в медицине, в гневе люди ведут себя по-разному: одни — краснеют (дают остроаффективную реакцию), а другие –бледнеют). То есть симптомы могут быть разными.

Например, мы имеем тот или иной поступок ребенка.

Поступок ребенка – П.

Категории: мотив – страх наказания (К1) или склонность к обману (К2).

                           П

Одно из значений термина диагноз в переводе с греческого языка — «распознавание».Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.).

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека.
[/stextbox]

Целью ееявляется сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся ил» с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.

Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть:

1. переданы другим специалистам (врачам, педагогам- дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе.

2. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям.

3. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

Читайте так же:  Разжижает ли кровь алкоголь или нет

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии — практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 145;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Одно из значений термина диагноз в переводе с греческого языка — «распознавание». Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.).

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека.
[/stextbox]

Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся ил» с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.

Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть:

1. переданы другим специалистам (врачам, педагогам- дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе.

2. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям.

3. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

Читайте так же:  Причины и неотложная помощь при алкогольной коме

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии — практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.

Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы

1. Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образовательно-воспитательных учреждений — от детских садов и школ до интернатов разного типа. Так, например, это определение готовности ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

2. Во-вторых, диагностика является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом.

3) В-третьих, результаты психодиагностических испытаний применяются в клинико-консультационной и психотерапевтической работе. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т д.) и выбор способов и приемов, судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах проведении личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т. д способствующих их разрешению.

4.  И, наконец, психодиагностика находит все большее применение в судебной практике, при проведении судебно-психиатрической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей  и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностей/итд.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Алкоголизм не приговор — Вашкин Д. 2011, 192 стр
Категория: Диагностика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here